Проектная деятельность в системе работы учителя мировой художественной культуры.

За последние годы столичным образованием накоплен опыт удачного решения образовательных и развивающих задач за счет организации проектирования как одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся. В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания (подробнее о сущности метода проектов см. Новые педагогические и информационные технологии /под ред. Полат Е.С./, М., 1999). По своей типологии (в соответствии с доминирующим в проекте виде деятельности) проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролево-игровым и т.п. В связи с тем, что предмет “Мировая художественная культура” направлен на развитие человека через освоение пространства художественной культуры, то чаще всего мы имеем дело с творческими и ролево-игровыми вариантами проектной деятельности. В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:

Выбор проектной формы проведения разных вариантов итоговых занятий объясняется тем, что конечный итог обучения такому предмету, как Мировая художественная культура, не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации, посвященных данному предмету, научиться сравнивать информацию о том или ином объекте (личности, эпохе) с художественной информацией, передаваемой средствами художественного образа.. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание в человеке способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль при этом выполняют информационные технологии. Информационное обеспечение учащихся в процессе проектной деятельности (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) - залог свободного развития личности.

Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования.

В организации проектной деятельности учитель проявляет:

В этом случае педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта, То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как:

Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:

Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов по Мировой художественной культуре должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории культуры, основам языка искусства, пониманием специфики художественного образа, но осознанием школьника себя как части мировой культуры, сотворца художественного произведения (в образе слушателя, читателя, зрителя). То есть проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу, так и как дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности авторов к межпредметной интеграции, обобщению полученных знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы.

Проектная форма призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведении), развить свой творческий потенциал.

Работа по проекту строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач. На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработке полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У школьников формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.). На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.). Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчета, описывающего как траекторию движения проектной мысли, так и запомнившиеся всем интересные эпизоды работы. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом. Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатанной хотя бы в одном экземпляре с помощью настольной издательской системы, такой отчет может быть достаточно значимым “продуктом”, полученным в результате проектной работы и доказывающим его педагогическую ценность.

Проекты могут быть как глобальными, осуществляющимися в том числе по сети Internet с международными партнерами, но могут быть и весьма локальными.

Новости | Информатику необходимо...Заказ | ПрограммыПрограммы | Информатика, методические материалы для учителяКопилка | Предметам, изучаемым в школе, гимназии, лицее от информатика...Медиатека | УЧЕНИКАМ от преподавателя информатикиУченикам | ПРОЕКТЫПроекты | СайтотекаСайтотека | Досуг по информатическиДосуг | УЧАСТНИКИУчастники
Hosted by uCoz