Курс
информатики.
( Б(2г-1ч) – 68, Р(2г-2ч) – 136, У(4г-2ч) – 272)
Основы
информатики.
(Б – 50, Р – 86, У – 134)
1. Компьютер (Б – 10, Р – 14, У – 20)
Основные
понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода
информации, устройства вывода информации, файл. операционная система,
компьютерный вирус, антивирусная программа.
Учащиеся должны:
·описывать общую функциональную схему компьютера;
·знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;
·уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);
·уметь работать с носителями информации;
·уметь вводить данные и инсталлировать программы;
·перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
·знать назначение операционной системы;
· соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
v уметь пользоваться антивирусными программами
История и перспективы
развития компьютерной техники.
Поколения ЭВМ.
Правила
технической эксплуатации компьютеров, техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при
работе на компьютере.
Функциональная
организация компьютера. Основные устройства компьютера: Устройства ввода,
вывода, хранения (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства
обработки информации (процессор и оперативная память), устройства передачи информации. Мультимедиа
компьютер.
Архитектура
ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения
ПК. Периферийные устройства и внутренние устройства ПК: назначение и основные
характеристики. Процессор и память. Внешняя
шина. Внутренние регистры. Цикл работы процессора. Шина адреса и шина данных.
Управление памятью.
Программное управление компьютером. Основные виды
программного обеспечения. Системное и прикладное программное обеспечение.
Операционная система:
виды, назначение, структура, основные функции. Загрузка операционной
системы и конфигурирование ПК. Файловая
система и ее представление с помощью графического интерфейса. Файлы, операции с файлами. Файлы и каталоги. Путь к
файлу. Размещение файлов на диске. Таблица FAT. Дефрагментация. Работа с
носителями информации, ввод и вывод данных.
Инсталляция программ.
Защита информации. Правовая охрана программ и данных.
Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика
заражения. Антивирусные программы .
Практические
работы:
1.
Форматирование
дискеты, создание системной дискеты
2.
Работа с
файлами: копирование, переименование, удаление.
3.
Инсталляция
программного продукта
4.
Лечение
“зараженной” компьютерным вирусом дискеты.
2. Введение в информатику (Б – 4,
Р – 6, У – 6)
Основные понятия: информация, информационные
процессы, информационное общество, информационная картина мира, информационная
культура. Учащиеся должны:
• приводить примеры получения, передачи и
обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и
технике;
• перечислять основные характерные черты информационного
общества;
• перечислять основные требования к информационной культуре
человека.
Информационная
картина мира. Вещество, энергия, информация – фундаментальные понятия современной
науки. Понятие информации. Различные
подходы к определению информации. Виды информации.
Информационные
процессы в живой природе, обществе, технике: получение, передача,
преобразование, хранение, использование информации. Методы
поиска информации.
Информационные
процессы, как основа управления. Системы управления, их структура, роль
обратной связи в управлении.
Информационная деятельность и информационная
культура человека.
Информационное
общество, его особенности и основные черты.
Защита информации и
авторских прав на программное
обеспечение.
Практические
работы:
1.
Отработка
навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).
2.
Отработка
навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).
3. Представление информации и ее кодирование (Б – 3,
Р – 6, У – 18)
Основные
понятия: количество информации, кодирование информации, бит, байт.
Учащиеся должны:
· описывать функции языка как способа представления информации;
· объяснять принципы кодирования информации;
· перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
· знать основные единицы измерения количества информации;
· решать задачи на определение количества информации;
v знать вероятностный подход к определению количества информации.
Формы представления
информации. Язык как способ представления информации. Количество
информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Определение количества
информации. Вероятность и информация.
Вероятностный подход к определению количества информации.
Кодирование
информации. Двоичное кодирование
текстовой информации. Алфавитный подход к
определению количества информации. Кодировки
латинского и русского алфавитов. Двоичное
кодирование графической информации. Векторный и
растровый методы кодирования графической информации. Представление
графической информации на экране
монитора. Двоичное кодирование звуковой информации.
Двоичное кодирование числовой
информации.
Практические
работы:
1.
Определение
информационной емкости различных носителей информации.
4. Системы счисления (Б – 4,
Р – 10, У – 18
).
Основные
понятия: двоичная система счисления,
основание 2СС, двоичная арифметика.
Учащиеся должны:
· уметь записывать десятичные числа в двоичной системе счисления;
v объяснять принцип представления чисел в позиционной СС
v уметь записывать числа в 2СС, 8СС, 16СС
v знать правила выполнения арифметических действий в позиционных СС
v уметь переводить числа из одной СС в другую
Системы счисления.
История возникновения и развития систем счисления. Позиционные и непозиционные
системы счисления. Основание системы счисления.
Двоичная система
счисления. Двоичный алфавит. Представление
чисел в двоичной системе счисления.
Перевод чисел из 10СС в 2СС и обратно. Двоичная арифметика. Особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной
системы счисления.
Системы счисления,
используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритмы перевода чисел
из 2-ой системы счисления в 8, 16 –
ричные системы счисления и обратно.
Алгоритмы перевода целых чисел из p-ричной в
q-ричную систему счисления. Выполнение арифметических операций в
p-ричной системе счисления.
Представление чисел
в памяти ЭВМ: числа с фиксированной и
плавающей точкой, прямой, обратный и
дополнительный коды.
5. Основы логики, логические основы ЭВМ. (Б – 5,
Р – 12, У – 26).
Основные понятия: высказывание (простое и сложное), конъюнкция, дизъюнкция, отрицание,
импликация, эквивалентность, таблица истинности.
Учащиеся должны:
v знать основные понятия формальной логики;
v приводить примеры основных операций формальной логики.
v знать таблицы истинности основных логических операций
v уметь представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности.
v уметь строить логические схемы из базовых логических элементов по формулам логических выражений
Понятие об алгебре высказываний. Простые
высказывания. Основные логические операции: логические умножение, сложение,
отрицание, следствие, эквивалентность.
Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Тождественно
истинные и тождественно ложные высказывания.
Основные законы и
равносильности алгебры высказываний. Равносильные преобразования
логических формул. Восстановление логических функций. ДНФ и КНФ, приведение
логических функций к СДНФ и КДНФ.
Решение
логических задач с помощью алгебры
логики, таблиц истинности, кругов Эйлера,
графов
Логические основы компьютера. Основные логические элементы, их назначение,
техническая реализация и обозначение на
схемах. Функциональные схемы логических устройств. Структурные формулы логических устройств. Регистры, их виды и
назначение. Одноразрядный двоичный полусумматор.
Одноразрядный двоичный сумматор. Триггер, виды и назначение.
6. Моделирование и формализация (Б – 8,
Р – 12, У – 16)
Основные
понятия: моделирование, формализация, информационная модель, информационная
технология решения задач, компьютерный эксперимент.
Учащиеся должны:
• приводить примеры моделирования;
• приводить примеры формализации;
• перечислять этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
• уметь строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере.
v объяснять основные принципы объектно-ориентированного программирования
v уметь строить простейшие информационные модели и исследовать их на ПК.
Моделирование как метод познания. Формальная
и неформальная постановка задачи. Формализация. Основные принципы формализации.
Материальные и информационные модели.
Классификация моделей. Основные типы
информационных моделей: классификационные (табличные, иерархические, сетевые),
динамические (дискретные, непрерывные) и статические, логико-лингвистические
(базы знаний).
Статические
информационные модели (модели
состояния). Динамические информационные модели (модели поведения). Информационные модели процессов управления.
Формы представления
информационных моделей. Язык как способ представления моделей. Естественные и
формализованные языки. Геометрические модели. Языковые (словесные) модели.
Математические модели. Графические модели. Формально-логические модели.
Основные структуры информационных моделей: табличные модели, иерархические модели, сетевые модели.
Объектно-ориентированное информационное моделирование. Объекты: свойства и операции.
Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
Понятие о информационной технологии решения задач. Этапы решения задач на ЭВМ: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.
Исследование на
компьютере информационных моделей из
различных предметных областей.
Практические
работы:
1.
Построение простой
информационной модели.
2.
Проведение
компьютерного эксперимента.
7. Алгоритмика, исполнители и программирование.
(Б – 16, Р – 26, У - 36)
Основные
понятия: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, алгоритмический
язык, блок-схема, линейный, разветвляющийся, циклический и вспомогательный
алгоритмы, система программирования, переменная, массив.
Учащиеся должны:
• знать основные свойства алгоритма, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
• объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
• уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
• уметь записывать на учебном алгоритмическом языке, в виде блок-схемы или на языке программирования алгоритм решения простой задачи;
• уметь строить алгоритмы методом последоват. детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);
• иметь представление о технологии алгоритмического программирования;
• иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
• знать и уметь описывать основные типы данных (переменная, массив) в программировании;
• знать сущность операции присваивания.
v описывать основные особенности различных технологий программир. (алгоритм., объектно-ориент., логич.)
v уметь разрабатывать и кодировать на языке программирования типовые алгоритмы.
Алгоритм и его
свойства. Исполнитель алгоритма.
Свойства исполнителя алгоритма: система
команд, среда, в которой он действует. Примеры Исполнителей (“Робот”,
“Черепашка”). Компьютер как формальный
исполнитель.
Свойства
алгоритма. Формальное исполнение алгоритмов. Возможность автоматизации
деятельности человека на основе алгоритмов. Различные способы записи алгоритма. Основные
алгоритмические конструкции: линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм,
циклический алгоритм. Библиотеки алгоритмов. Вспомогательные
алгоритмы. Процедуры. Рекурсия.
Составление простейших алгоритмов и запись из различными способами.
Представление о
системах программирования: состав и назначение компонентов. Введение в
язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические
конструкции и соответствующие им операторы языка программирования.
Присваивание. Переменная: имя, тип, значение. Массив: имя, тип данных,
размерность. Подпрограммы: функции, процедуры,
рекурсии. Структурированные типы данных:
массивы, записи, файлы. Поиск и упорядочение элементов массивов. Работа с
записями и файлами. Машинная графика. Приложения машинной графики: построение
графиков функций, создание движущихся изображений, моделирование простейших
физических процессов. Знакомство с численными методами. Создание диалоговых программ.
Компиляция.
Различные технологии
программирования: алгоритмическое, объектно-ориентированное, логическое).
Разработка алгоритмов методом
последовательной детализации (сверху - вниз). Разработка алгоритмов
сборочным методом (снизу -
вверх).
Основы
объектно-ориентированного
программирования. Объект: свойства операции над объектом. Объекты и
классы. Инкапсуляция, полиморфизм, наследование.
Объекты в среде
Windows&Office. Создание макросов в
приложениях (Word, Excel). Создание приложений в среде Visual Basic for Application. Основы Visual Basic.
Графический интерфейс. События и событийная процедура. Формы
и объекты. Кодирование алгоритма на языке Visual Basic. Разработка проекта в
среде Visual Basic.
Практические
работы:
1.
Построение блок-схемы
алгоритма, записанного на естественном языке.
2.
Пошаговое исполнение
алгоритма для исполнителя “Робот” или “Черепашка”.
3.
Кодирование заданного в
виде блок-схемы алгоритма на языке программирования, ввод и исполнение
полученной программы.
Информационные технологии
(Б – 18, Р – 50, У – 134)
1.
Работа в среде операционной системы.
Программы-оболочки.
Основные
понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода
информации, устройства вывода информации, файл. операционная система,
компьютерный вирус, антивирусная программа.
Учащиеся должны:
·уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);
·уметь работать с носителями информации;
·уметь вводить данные и инсталлировать программы;
·перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
·знать назначение операционной системы;
·соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на
компьютере.
v уметь пользоваться антивирусными программами
Возможности
операционной системы. Графический
интерфейс. Контекстное меню и справочная система. Стандартные программы общего
назначения. Служебные программы.
Мультимедиа программы. Операции с файлами (документами) и дисками. Антивирусные программы.
MS-DOS: ОС MS DOS - общие сведения.
Хранение данных в MS DOS (файловая система). Путь к файлу. Атрибуты файлов. Основные
команды MS DOS.
NC: Понятие
программа-оболочка. NC: общие
сведения. Интерфейс пользователя
программы-оболочки NC. Меню NC. Работа с файлами и каталогами. Архивирование файлов. Настройки экрана.
WINDOWS: Общие сведения о графической оболочке WINDOWS. Запуск и завершение работы WINDOWS. Интерфейс WINDOWS. Приложение и документ. Работа с окнами в среде WINDOWS. Использование Диспетчера
программ. Работа с файлами в среде WINDOWS. Справочная система WINDOWS. Обзор приложений WINDOWS.
“Скорая помощь” - восстановление
работоспособности компьютера.
Практические
работы:
1.
Форматирование
дискеты, создание системной дискеты
2.
Работа с
файлами: копирование, переименование, удаление.
3.
Инсталляция
программного продукта
4.
Лечение
“зараженной” компьютерным вирусом дискеты.
2. Технология обработки
графической информации.
Основные понятия: графический редактор, основные
инструменты (кисть, карандаш, заливка, ластик), основные операции (копирование,
перенос, поворот, масштабирование), графические примитивы (точка, линия,
эллипс, прямоугольник), палитра цветов, формат графического файла.
Учащиеся должны:
• иметь представление об основных возможностях графических редакторов;
• уметь в графическом редакторе создавать и редактировать изображения;
• иметь представление о существовании различных форматов графических файлов.
v объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации.
Теоретические
основы представления графической информации. Пиксель. Методы описания
графических данных (растр, вектор). Растровые и векторные графические
редакторы: различия и преимущества.
Модели цветообразования и цветопередачи. Способы
хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический
редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции, основные
инструменты, основные объекты (линия, окружность, прямоугольник). Основные
операции в графических редакторах. Основные графические примитивы и палитры цветов. Создание и редактирование
изображений. Работа с фрагментами
изображения. Аниматоры.
Практические
работы:
1.
Создание и
редактирование заданного изображения с использованием различных инструментов и
операций.
2.
Преобразование
формата графического файла и его палитры цветов.
3.
Распечатка
графического файла на принтере с заданными параметрами печати.
3. Технология обработки текста.
Основные понятия: текстовый редактор, абзац, шрифт,
параметры страницы, формат текстового файла, кодовые таблицы символов.
Учащиеся должны:
• иметь представление об основных возможностях текстовых редакторов;
• уметь в текстовом редакторе редактировать и форматировать тексты;
• иметь представление о существовании различных форматов текстовых файлов и таблиц кодировок символов;
Текстовый редактор: назначение и основные функции. Основные объекты в текстовом редакторе и операции над ними (символ, абзац, страница). Редактирование и
форматирование текста. Выбор параметров шрифта.
Фрагмент текста, работа с фрагментами (выделение,
перенос, копирование, удаление и т.д.). Абзац, операции с абзацами
(форматирование, отступы, межстрочные интервалы и т.д.). Оформление текста:
шрифты, цвет символов, заполнение, обрамление и т.д. Вставка и
форматирование таблиц. Различные форматы текстовых файлов (документов). Кодировки
кириллицы. Параметры печати.
Внедрение объектов из
других приложений.
Основы компьютерного
делопроизводства. Обучение слепому методу набора текста.
Практические работы:
1.
Создание,
редактирование и форматирование заданного текста, выбор параметров шрифта.
2.
Преобразование
формата текстового файла (документа).
3.
Распечатка
текстового файла на принтере с заданными параметрами печати.
4. Технология обработки числовых данных.
Основные понятия: электронные таблицы, адрес ячейки, типы и формат данных, стандартные функции, диаграмма. Учащиеся должны:
• описывать назначение и возможности электронных таблиц;
• уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронных таблиц;
• уметь строить диаграммы различных типов;
• уметь применять электронные таблицы для решения задач.
Электронные таблицы:
назначение, основные возможности, функции. Основные объекты в электронных
таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка, лист, книга). Типы и
формат данных(числа, формулы, текст). Ячейка: абсолютная и
относительная адресация. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц.
Редактирование структуры таблицы. Вычисления с
использованием стандартных функций. Сортировка
данных. Поиск данных. Использование электронных
таблиц для решения расчетных задач. Решение
уравнений. Решение задач методом подбора.
Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (построение диаграмм и графиков)
Практические работы:
1.
Ввод данных
и вычисления в электронной таблице.
2.
Решение
задачи на построение графика в электронных таблицах.
5. Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Основные понятия: база данных, запись, поле, СУБД, сортировка записей, поиск записей. Учащиеся должны:
• описывать назначение и возможности баз данных;
• уметь вводить и редактировать записи;
• уметь производить сортировку и поиск записей;
• уметь создавать базы данных (типа БД "Записная книжка")
v уметь задавать сложные запросы при поиске информации.
Систематизация и хранение информации. Базы
данных, принципы их построения и функционирования. Различные типы баз
данных: иерархические, сетевые и
реляционные базы данных.
Системы управления
базами данных (СУБД). Формы представления баз данных: таблица, картотека. Основные
объекты в базах данных и операции над
ними (запись, поле). Ввод и редактирование записей. Изменение структуры базы
данных. Сортировка записей. Поиск записей. Виды
и способы организации запросов.
Проектирование баз
данных. База данных “Записная книжка”.
Практические
работы:
1.
Ввод и
редактирование записей в БД
2.
Изменение
структуры БД
3.
Сортировка
записей в заданной БД
4.
Поиск
записей в заданной БД
5.
Создание БД
“Записная книжка”.
6. Технологии обмена данными между документами.
Буфер обмена.
Технология вставки и внедрения объектов (OLE). Технология drag&drop.
7. Мультимедийные технологии.
Основные понятия: технология мультимедиа. Учащиеся должны:
• иметь представление о мультимедиа технологии;
• уметь разрабатывать мультимедиа проекты.
v Описывать назначение и основные черты интерактивного интерфейса.
Принципы и способы
использования мультимедийных технологий. Основные требования к аппаратной части
компьютера. Разработка документов и проектов, объединяющих объекты
различных типов ( текстовые, графические, числовые, звуковые, видео).
Графический активный интерфейс.
8. Компьютерные коммуникации.
Основные понятия: Интернет, 1Р-адрес, домен, протокол ТСР/1Р, скорость передачи информации, модем, электронная почта, телеконференции, файловый архив, гипертекст, технология WWW, браузер, поисковый сервер. Учащиеся должны:
• описывать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
• иметь представление об основных типах линий связи и скорости передачи информации по ним;
• описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);
• объяснять основные принципы технологии World Wide Web и уметь “путешествовать” по Всемирной паутине.
• иметь представление о технологии поиска информации в Интернет.
v объяснять основные принципы работы электронной почты и уметь ею пользоваться.
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и
характеристики. Модем: назначение и основные
функциональные характеристики. Скорость передачи информации.
Компьютерные
телекоммуникации: назначение структура, ресурсы. Локальные и глобальные
компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная
почта, телеконференции, файловые архивы.
Гипертекст.
Основы технологии WWW. Основы HTML. Динамические
объекты на Web-страницах.
Глобальная
компьютерная сеть Интернет: структура,
адресация, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP. Способы
подключения. Броузеры. Информационные ресурсы.
Поиск информации.
Практические
работы:
1
Передача и получение
сообщений по электронной почте.
2
Поиск информации в
глобальной сети Интернет.
9. Работа в компьютерных сетях.
Подключение к Интернет по
коммутируемой телефонной линии. Работа
с электронной почтой и в телеконференциях.
Путешествия по “Всемирной паутине”. Поиск информации в Интернет. Работа
с FTP-серверами. Интерактивное общение
в Интернет. Мультимедиа технологии в Интернет. “География” Интернет
(определение IP-адреса, скорости и путей прохождения информации). Публикации в WWW.
Разработка
Web-страниц.
10. Разработка Web-сайтов.
Структура сайта и карта навигации. Дизайн сайта. Создание Web-страниц. Фон и параметры текста. Заголовки, списки, таблицы.
Вставка графики и звука. Фреймы.
Ссылки. Панели навигации. Активные
элементы: бегущая строка, баннеры, кнопки, счетчик визитов и т.д. Создание и
использование интерактивных форм. Настройка свойств формы. Элементы управления
ACTIVEX JAVA-апплеты. Сценарии VBScript.
Динамический HTML. Установка и
администрирование Web-сервера.
11. Технология информационного моделирования и решение задач.
Моделирование различных
систем (физических, экономических,
экологических и др.).
Математические модели и вычислительный
эксперимент. Элементы вычислительной математики. Решение уравнений
методом половинного деления и отделение
корней. Обыкновенные дифференциальные
уравнения. Численные решения, метод ломаных Эйлера.
Комбинаторика и
сортировки. Алгоритмы на линейно
упорядоченных множествах: поиск наибольшего (наименьшего) элемента. Обменные сортировки. Сортировки
выбором. Сортировка с помощью бинарных
деревьев. Сложные (многопараметрические)
системы и их моделирование. Целевая
функция, поиск экстремума. Исследование
экономических моделей.
12. Информационные технологии в домашней экономике и бизнесе.
Элементы
экономики и предпринимательства на компьютере. Бюджет, статьи семейного
бюджета, баланс. Планирование бюджета в электронных таблицах.
Информационные базы
данных товаров и услуг. Планирование работы и графиков встреч. Маркетинг и
реклама. Подготовка презентаций.