Курс информатики.

 

( Б(2г-1ч) – 68, Р(2г-2ч) – 136, У(4г-2ч) – 272)

 

Основы информатики.

 

(Б – 50, Р – 86, У – 134)

 

1. Компьютер (Б – 10, Р – 14, У – 20)

 

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл. операционная система, компьютерный вирус, антивирусная программа.

 

Учащиеся должны:

·описывать общую функциональную схему компьютера;

·знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;

·уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);

·уметь работать с носителями информации;

·уметь вводить данные и инсталлировать программы;

·перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

·знать назначение операционной системы;

·            соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе      на компьютере.

v         уметь пользоваться антивирусными программами

 

     История и перспективы развития  компьютерной техники. Поколения ЭВМ.  Правила  технической эксплуатации компьютеров, техника безопасности и  санитарно-гигиенические нормы при работе  на компьютере.

      Функциональная организация компьютера. Основные устройства компьютера: Устройства ввода, вывода, хранения (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации (процессор и оперативная память), устройства передачи информации. Мультимедиа компьютер.

      Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Периферийные устройства и внутренние устройства ПК: назначение и основные характеристики. Процессор и память. Внешняя шина. Внутренние регистры. Цикл работы процессора. Шина адреса и шина данных. Управление памятью.

      Программное управление компьютером. Основные виды программного обеспечения. Системное и прикладное программное обеспечение.

     Операционная система: виды, назначение, структура, основные функции. Загрузка операционной системы и конфигурирование ПК. Файловая  система и ее представление с помощью графического интерфейса. Файлы, операции с файлами. Файлы и каталоги. Путь к файлу. Размещение файлов на диске. Таблица FAT. Дефрагментация. Работа с носителями информации, ввод и вывод данных.

     Инсталляция программ. Защита информации. Правовая охрана программ и данных.

       Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы .

 

Практические работы:

1.       Форматирование дискеты, создание системной дискеты

2.       Работа с файлами: копирование, переименование, удаление.

3.       Инсталляция программного продукта

4.       Лечение “зараженной” компьютерным вирусом дискеты.

 

 

 

 

 

 

2. Введение в информатику (Б – 4, Р – 6, У – 6)

Основные понятия: информация, информационные процессы, информационное общество, информационная картина мира, информационная культура.   Учащиеся должны:

      приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

      перечислять основные характерные черты информационного общества;

      перечислять основные требования к информационной культуре человека.

     Информационная картина мира. Вещество, энергия, информация – фундаментальные понятия современной науки. Понятие информации. Различные подходы к определению информации. Виды информации.

      Информационные процессы в живой природе, обществе, технике: получение, передача, преобразование, хранение, использование информации. Методы поиска информации.

      Информационные процессы, как основа управления. Системы управления, их структура, роль обратной связи в управлении.

     Информационная деятельность и информационная культура человека.

     Информационное общество, его особенности и основные черты. 

     Защита информации и авторских прав на программное  обеспечение. 

Практические работы:

1.       Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

2.       Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).

 

3. Представление информации и ее кодирование (Б – 3, Р – 6, У – 18)

 Основные понятия: количество информации, кодирование информации, бит, байт.

 Учащиеся должны:

·          описывать функции языка как способа представления информации;

·          объяснять принципы кодирования информации;

·          перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

·          знать основные единицы измерения количества информации;

·          решать задачи на определение количества информации;

v       знать вероятностный  подход к определению количества информации.

     Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Определение количества информации. Вероятность и информация. Вероятностный подход к определению количества информации.

      Кодирование информации. Двоичное  кодирование текстовой информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодировки  латинского и русского алфавитов. Двоичное кодирование графической информации. Векторный и растровый методы кодирования графической информации. Представление графической   информации на экране монитора. Двоичное кодирование звуковой  информации.  Двоичное кодирование числовой  информации.

Практические работы:

1.       Определение информационной емкости различных носителей информации.

 

4. Системы счисления (Б – 4, Р – 10, У – 18 ).

 Основные понятия:  двоичная система счисления, основание 2СС, двоичная арифметика.

 Учащиеся должны:

·       уметь записывать десятичные числа в двоичной системе счисления;

v     объяснять принцип представления чисел в позиционной СС

v     уметь записывать числа в 2СС, 8СС, 16СС

v     знать правила выполнения арифметических действий в позиционных СС

v     уметь переводить числа из одной СС в другую

     Системы счисления. История возникновения и развития систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основание системы счисления. 

     Двоичная система счисления. Двоичный алфавит. Представление чисел в двоичной системе  счисления. Перевод чисел из 10СС в 2СС и обратно. Двоичная арифметика. Особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы  счисления.

      Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритмы перевода чисел из 2-ой  системы счисления в 8, 16 – ричные  системы счисления и обратно. Алгоритмы перевода целых чисел из p-ричной в  q-ричную систему счисления. Выполнение арифметических операций в p-ричной системе счисления.

     Представление чисел в  памяти ЭВМ: числа с фиксированной и плавающей точкой, прямой, обратный и  дополнительный коды.

5. Основы логики, логические основы ЭВМ. (Б – 5, Р – 12, У – 26).

 

Основные понятия: высказывание (простое и сложное),  конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквивалентность, таблица истинности.

 

Учащиеся должны:

v         знать основные понятия формальной логики;

v         приводить примеры основных операций формальной логики.

v         знать таблицы истинности основных логических операций

v         уметь представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности.

v         уметь строить логические схемы из базовых логических элементов по формулам логических выражений

 

    Понятие об алгебре высказываний. Простые высказывания. Основные логические операции: логические умножение, сложение, отрицание, следствие, эквивалентность.  Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Тождественно истинные и тождественно ложные высказывания.

      Основные законы и равносильности алгебры высказываний. Равносильные преобразования логических формул. Восстановление логических функций. ДНФ и КНФ, приведение логических функций к СДНФ и КДНФ.

      Решение логических задач с помощью  алгебры логики, таблиц истинности, кругов Эйлера, графов

      Логические основы компьютера. Основные  логические элементы, их назначение, техническая реализация и обозначение на  схемах. Функциональные схемы логических устройств. Структурные формулы логических устройств. Регистры, их виды и назначение. Одноразрядный двоичный  полусумматор. Одноразрядный двоичный сумматор. Триггер, виды и назначение.

 

6. Моделирование и формализация (Б – 8, Р – 12, У – 16)

 

Основные понятия: моделирование, формализация, информационная модель, информационная технология решения задач, компьютерный эксперимент.

 

Учащиеся должны:

     приводить примеры моделирования;

     приводить примеры формализации;

      перечислять этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;

      уметь строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере.

v       объяснять основные принципы объектно-ориентированного программирования

v       уметь строить простейшие информационные модели и исследовать их на ПК.

 

     Моделирование как метод познания. Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация. Основные принципы формализации. Материальные и информационные модели. Классификация моделей. Основные типы информационных моделей: классификационные (табличные, иерархические, сетевые), динамические (дискретные, непрерывные) и статические, логико-лингвистические (базы знаний).

     Статические информационные модели   (модели состояния). Динамические информационные модели (модели  поведения). Информационные модели  процессов управления. 

      Формы представления информационных моделей. Язык как способ представления моделей. Естественные и формализованные языки. Геометрические модели. Языковые (словесные) модели. Математические модели. Графические модели. Формально-логические модели. Основные структуры информационных моделей: табличные модели, иерархические модели, сетевые модели.

     Объектно-ориентированное информационное моделирование. Объекты: свойства и операции. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

     Понятие  о информационной технологии решения задач. Этапы решения задач на ЭВМ: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент. 

     Исследование на компьютере  информационных моделей из различных  предметных областей.

Практические работы:

1.       Построение простой информационной модели.

2.       Проведение компьютерного эксперимента.

 

7. Алгоритмика, исполнители и программирование.

(Б – 16, Р – 26, У - 36)

 

 Основные понятия: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, алгоритмический язык, блок-схема, линейный, разветвляющийся, циклический и вспомогательный алгоритмы, система программирования, переменная, массив.

 

Учащиеся должны:

      знать основные свойства алгоритма, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

      объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

      уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);

      уметь записывать на учебном алгоритмическом языке, в виде блок-схемы или на языке программирования алгоритм решения простой задачи;

      уметь строить алгоритмы методом последоват.  детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

      иметь представление о технологии алгоритмического программирования;

      иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;

      знать и уметь описывать основные типы данных (переменная, массив) в программировании;

      знать сущность операции присваивания.

v       описывать основные особенности различных технологий программир. (алгоритм., объектно-ориент., логич.)

v       уметь разрабатывать и кодировать на языке программирования типовые алгоритмы.

 

       Алгоритм и его свойства. Исполнитель  алгоритма. Свойства исполнителя  алгоритма: система команд, среда, в которой он действует. Примеры Исполнителей (“Робот”, “Черепашка”). Компьютер как формальный исполнитель.

      Свойства алгоритма. Формальное исполнение алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека на основе алгоритмов.  Различные способы записи алгоритма.  Основные алгоритмические конструкции: линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм. Библиотеки алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсия.  Составление простейших алгоритмов и запись из различными способами.

     Представление о системах программирования: состав и назначение компонентов. Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции и соответствующие им операторы языка программирования. Присваивание. Переменная: имя, тип, значение. Массив: имя, тип данных, размерность.  Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии. Структурированные типы данных: массивы, записи, файлы. Поиск и упорядочение элементов массивов. Работа с записями и файлами. Машинная графика. Приложения машинной графики: построение графиков функций, создание движущихся изображений, моделирование простейших физических процессов. Знакомство с численными методами. Создание диалоговых программ. Компиляция.

     Различные технологии программирования: алгоритмическое, объектно-ориентированное, логическое). Разработка алгоритмов методом  последовательной детализации (сверху - вниз). Разработка алгоритмов сборочным  методом (снизу  -  вверх).

      Основы объектно-ориентированного  программирования. Объект: свойства операции над объектом. Объекты и классы. Инкапсуляция, полиморфизм, наследование.

     Объекты в среде Windows&Office. Создание  макросов в приложениях (Word, Excel). Создание приложений в среде Visual Basic  for Application. Основы Visual Basic. Графический  интерфейс. События и событийная процедура. Формы и объекты. Кодирование алгоритма на языке Visual Basic. Разработка проекта в среде Visual Basic.

 

Практические работы:

1.       Построение блок-схемы алгоритма, записанного на естественном языке.

2.       Пошаговое исполнение алгоритма для исполнителя “Робот” или “Черепашка”.

3.       Кодирование заданного в виде блок-схемы алгоритма на языке программирования, ввод и исполнение полученной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные технологии

 (Б – 18, Р – 50, У – 134)

 

1.    Работа в среде операционной системы.

     Программы-оболочки.

 

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл. операционная система, компьютерный вирус, антивирусная программа.

Учащиеся должны:

·уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);

·уметь работать с носителями информации;

·уметь вводить данные и инсталлировать программы;

·перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

·знать назначение операционной системы;

·соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на

                компьютере.

v         уметь пользоваться антивирусными программами

  

     Возможности операционной системы.  Графический интерфейс. Контекстное меню и справочная система. Стандартные программы общего назначения. Служебные  программы. Мультимедиа программы. Операции с файлами (документами) и  дисками. Антивирусные программы.

MS-DOS:  ОС MS DOS - общие сведения. Хранение данных в MS DOS (файловая система).  Путь к файлу.  Атрибуты файлов.  Основные команды MS DOS.

NC: Понятие программа-оболочка.  NC: общие сведения.  Интерфейс пользователя программы-оболочки NC.  Меню NC.  Работа с файлами и каталогами.  Архивирование файлов.  Настройки экрана.

WINDOWS:  Общие сведения о графической оболочке WINDOWS. Запуск и завершение работы WINDOWS.  Интерфейс WINDOWS.  Приложение и документ.  Работа с окнами в среде WINDOWS.  Использование Диспетчера программ.  Работа с файлами в среде WINDOWS.  Справочная система WINDOWS.  Обзор приложений WINDOWS.

 “Скорая помощь” - восстановление работоспособности компьютера.

 

Практические работы:

1.       Форматирование дискеты, создание системной дискеты

2.       Работа с файлами: копирование, переименование, удаление.

3.       Инсталляция программного продукта

4.       Лечение “зараженной” компьютерным вирусом дискеты.

 

2. Технология обработки графической  информации.

 

Основные понятия: графический редактор, основные инструменты (кисть, карандаш, заливка, ластик), основные операции (копирование, перенос, поворот, масштабирование), графические примитивы (точка, линия, эллипс, прямоугольник), палитра цветов, формат графического файла.

Учащиеся должны:

       иметь представление об основных возможностях графических редакторов;

       уметь в графическом редакторе создавать и редактировать изображения;

       иметь представление о существовании различных форматов графических файлов.

v       объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации.

      Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Методы описания графических данных (растр, вектор). Растровые и векторные графические редакторы: различия и  преимущества. Модели цветообразования и цветопередачи. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции, основные инструменты, основные объекты (линия, окружность, прямоугольник). Основные операции в графических редакторах. Основные графические примитивы и  палитры цветов. Создание и редактирование изображений. Работа с фрагментами изображения. Аниматоры.

 

Практические работы:

1.       Создание и редактирование заданного изображения с использованием различных инструментов и операций.

2.       Преобразование формата графического файла и его палитры цветов.

3.       Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати.

3. Технология обработки текста.

 Основные понятия: текстовый редактор, абзац, шрифт, параметры страницы, формат текстового файла, кодовые таблицы символов.

Учащиеся должны:

   иметь представление об основных возможностях текстовых редакторов;

   уметь в текстовом редакторе редактировать и форматировать тексты;

   иметь представление о существовании различных форматов текстовых файлов и таблиц кодировок символов;

        Текстовый редактор: назначение и  основные функции. Основные объекты в  текстовом редакторе и операции над ними  (символ, абзац, страница). Редактирование  и форматирование текста. Выбор параметров шрифта. Фрагмент текста, работа с фрагментами (выделение, перенос, копирование, удаление и т.д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, отступы, межстрочные интервалы и т.д.). Оформление текста: шрифты, цвет символов, заполнение, обрамление и т.д. Вставка и форматирование  таблиц. Различные форматы текстовых файлов (документов). Кодировки   кириллицы. Параметры печати.

     Внедрение объектов из других приложений.

     Основы компьютерного делопроизводства. Обучение слепому методу набора текста.

 Практические работы:

1.       Создание, редактирование и форматирование заданного текста, выбор параметров шрифта.

2.       Преобразование формата текстового файла (документа).

3.       Распечатка текстового файла на принтере с заданными параметрами печати.

 

4. Технология обработки числовых данных.

 Основные понятия: электронные таблицы, адрес ячейки, типы и формат данных, стандартные функции, диаграмма. Учащиеся должны:

   описывать назначение и возможности электронных таблиц;

   уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронных таблиц;

   уметь строить диаграммы различных типов;

   уметь применять электронные таблицы для решения задач.

     Электронные таблицы: назначение, основные возможности, функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка, лист, книга). Типы и формат данных(числа, формулы, текст). Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Редактирование структуры таблицы. Вычисления с использованием стандартных функций. Сортировка данных. Поиск данных. Использование электронных таблиц для решения расчетных задач. Решение уравнений. Решение задач методом подбора.  Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (построение диаграмм и графиков)

 Практические работы:

1.       Ввод данных и вычисления в электронной таблице.

2.       Решение задачи на построение графика в электронных таблицах.

 

5. Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Основные понятия: база данных, запись, поле, СУБД, сортировка записей, поиск записей. Учащиеся должны:

      описывать назначение и возможности баз данных;

      уметь вводить и редактировать записи;

      уметь производить сортировку и поиск записей;

      уметь создавать базы данных (типа БД "Записная книжка")

v       уметь задавать сложные запросы при поиске информации.

        Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и                                        функционирования. Различные типы баз данных: иерархические, сетевые и  реляционные базы данных.

     Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления баз данных: таблица, картотека. Основные объекты в  базах данных и операции над ними (запись,  поле). Ввод и редактирование  записей. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей. Поиск  записей. Виды и способы организации запросов.

     Проектирование баз данных. База данных  “Записная книжка”.

Практические работы:

1.       Ввод и редактирование записей в БД

2.       Изменение структуры БД

3.       Сортировка записей в заданной БД

4.       Поиск записей в заданной БД

5.       Создание БД “Записная книжка”.

 

6. Технологии обмена данными между документами.

    

     Буфер обмена. Технология вставки и внедрения объектов (OLE). Технология  drag&drop.

 

7. Мультимедийные технологии.

 Основные понятия: технология мультимедиа. Учащиеся должны:

      иметь представление о мультимедиа технологии;

      уметь разрабатывать мультимедиа проекты.

v       Описывать назначение и основные черты интерактивного интерфейса.

     Принципы и способы использования мультимедийных технологий. Основные требования к аппаратной части компьютера. Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов ( текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Графический активный интерфейс.

 

8. Компьютерные коммуникации.

Основные понятия: Интернет, 1Р-адрес, домен, протокол ТСР/1Р, скорость передачи информации, модем, электронная почта, телеконференции, файловый архив, гипертекст, технология WWW, браузер, поисковый сервер. Учащиеся должны:

      описывать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

      иметь представление об основных типах линий связи и скорости передачи информации по ним;

      описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);

      объяснять основные принципы технологии World Wide Web и уметь “путешествовать” по Всемирной паутине.

      иметь представление о технологии поиска информации в Интернет.

v       объяснять основные принципы работы электронной почты и уметь ею пользоваться.

      Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Модем: назначение и основные функциональные характеристики. Скорость передачи информации. 

     Компьютерные телекоммуникации: назначение структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.

      Гипертекст. Основы технологии WWW. Основы HTML. Динамические объекты на  Web-страницах.

     Глобальная компьютерная сеть Интернет: структура, адресация, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP. Способы подключения. Броузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.

Практические работы:

1         Передача и получение сообщений по электронной почте.

2         Поиск информации в глобальной сети Интернет.

 

9. Работа в компьютерных сетях.

 

     Подключение к Интернет по коммутируемой  телефонной линии. Работа с электронной почтой и в телеконференциях.  Путешествия по “Всемирной паутине”. Поиск информации в Интернет. Работа с FTP-серверами.   Интерактивное общение в Интернет. Мультимедиа технологии в Интернет. “География” Интернет (определение IP-адреса, скорости и путей прохождения  информации). Публикации в WWW. Разработка Web-страниц.

 

10. Разработка Web-сайтов.

 

     Структура сайта и карта навигации. Дизайн сайта.  Создание Web-страниц. Фон и параметры   текста. Заголовки, списки, таблицы. Вставка  графики и звука. Фреймы. Ссылки. Панели навигации.  Активные элементы: бегущая строка, баннеры, кнопки, счетчик визитов и т.д. Создание и использование интерактивных форм. Настройка свойств формы. Элементы управления ACTIVEX JAVA-апплеты. Сценарии VBScript.  Динамический HTML.  Установка и администрирование  Web-сервера.

 

 

 

 

11. Технология информационного моделирования и решение задач.

 

      Моделирование различных систем  (физических, экономических, экологических  и др.).                                    Математические модели и вычислительный  эксперимент. Элементы вычислительной математики. Решение уравнений методом  половинного деления и отделение корней. Обыкновенные дифференциальные  уравнения. Численные решения, метод ломаных Эйлера. 

      Комбинаторика и сортировки. Алгоритмы   на линейно упорядоченных множествах: поиск наибольшего (наименьшего)  элемента. Обменные сортировки. Сортировки выбором. Сортировка с  помощью бинарных деревьев.  Сложные (многопараметрические) системы  и их моделирование. Целевая функция, поиск экстремума. Исследование   экономических моделей.

 

12. Информационные технологии в  домашней экономике и бизнесе.

 

     Элементы экономики и предпринимательства на компьютере. Бюджет, статьи семейного бюджета, баланс. Планирование бюджета в электронных  таблицах.

     Информационные базы данных товаров и услуг. Планирование работы и графиков встреч. Маркетинг и реклама. Подготовка презентаций.

Новости | Информатику необходимо...Заказ | ПрограммыПрограммы | Информатика, методические материалы для учителяКопилка | Предметам, изучаемым в школе, гимназии, лицее от информатика...Медиатека | УЧЕНИКАМ от преподавателя информатикиУченикам | ПРОЕКТЫПроекты | СайтотекаСайтотека | Досуг по информатическиДосуг | УЧАСТНИКИУчастники
Hosted by uCoz